Одна из главных интриг кинофестиваля «Хрустальный ИсточникЪ»  — визит на фестиваль Виталия Калоева, прототип которого сыграл в фильме Сарика Андреасяна «Непрощенный» Дмитрий Нагиев.

Первая презентация картины «Непрощенный» состоялась в российском павильоне на Каннском фестивале 2018 года. Фильм Сарика Андреасяна рассказывает про трагедию над Боденским озером в 2002 году и Виталия Калоева, который потерял в результате крушения самолета всю свою семью. В центре сюжета «Непрощенного» — архитектор и строитель Виталий Калоев, которого в 2005 году признали виновным в убийстве датчанина Петера Нильсена, диспетчера, дежурившего за пультом в ночь катастрофы над Боденским озером. В числе погибших на борту Ту-154 — 69 человек, среди них была жена, дочь и сын Калоева. В ходе следствия по делу об убийстве в 2004 году, Калоев не признал свою вину, не опроверг ее. Калоева в суде Цюриха приговорили к восьми годам тюрьмы строгого режима. Впоследствии суд смягчил приговор, снизив срок до пяти лет и трех месяцев. В 2007 году Федеральный верховный суд Швейцарии принял решение о досрочном освобождении Калоева. По словам Андреасяна, его фильм о трагическом событии — не блокбастер, а личная история, в том числе, про непреодолимую разницу в менталитете. Ранее триллер по мотивам событий, связанных с катастрофой над Боденским озером, снял американский режиссер Эллиотт Лестер. Фильм получил название «Последствия», главную роль в нем сыграл Арнольд Шварценеггер. После выхода картины на экраны в 2017 году Калоев заявил, что остался недоволен тем, как его изобразили в американском фильме. Для реализации замысла фильма «Непрощенный» нужны были люди, которые лучше американцев понимают менталитет и культуру героев этой истории, именно наши люди. По какой-то бессознательной причине, Виталию Калоеву, как и любому мужчине нужно свое пространство и время, чтобы принять произошедшую трагедию... При всей внешней решительности, целеустремленности, мужчина психически в девять раз слабее женщины. Если не чувствует, что он полезен, нужен и важен, у него опускаются руки. Виталий Калоев защищал свою семью. «Этого просто не может быть со мной», «Почему это случилось? Кто в этом виноват?», «Пусть это будет страшным сном. Я проснусь, и все окажется как прежде». Как измерить боль и горе... Чтобы понять, как пережить смерть любимых людей, смириться с утратой, требуется время. Конкретных сроков никто не назовет. Прошло 16 лет, но время не лечит.... Душевное исцеление наступает постепенно, и степень его также у всех различна. Кто-то и спустя много лет по-прежнему тяжело переживает утрату, а кто-то находит в себе внутренние силы вернуться со временем к нормальной жизни. Виталий Калоев имеет свой осетинский, национальный характер, это своего рода «миролюбивая воинственность». Она распадается на индивидуальный героизм и благородное отношение к противнику. Осетины рассматривают эту черту как слабость, же время удачно оттеняющую национальное достоинство: когда безличные, численно превосходящие враги собираются вместе, даже немногочисленные осетинские герои способны дать отпор. Такой внутренний мир Виталия Калоева. Жизнь продолжается, новую супругу Виталия Калоева зовут Ирина, их свадьба прошла по осетинскому обряду. Вера и любовь, даст новой семье Калоевых силы преодолеть любые препятствия.

В.Цакалиду

25.07.2018


Эвклид Кюрдзидис: «Мы отвоевали „Непрощенного“ с Дмитрием Нагиевым»

С 21 июля в Кавминводах (КМВ) пройдет первый открытый всероссийский конкурсный фестиваль популярных киножанров «Хрустальный источник». Президент и генеральный продюсер фестиваля, заслуженный артист России и уроженец Ессентуков Эвклид Кюрдзидис рассказал «Вестнику Кавказа» об идее и перспективах фестиваля.

- Почему кинофестиваль назван «Хрустальный источник»?

- Мы придумывали его всей командой. Это и источник воды, которая лечит организм, и источник киноленты, которая обогащает нашу душу, это культура. Мы даже на логотипе соединили целебную воду и кино как целебный источник для души. Название очень точно говорит об тех местах, где 14 минеральных источников находятся почти рядом. Я вырос там. Правда, лет 15 уже уехал поступать в театральное училище. Но все, что я приобрел для своей профессии, я приобрел в этом регионе. Тогда была возможность посещать абсолютно бесплатно миллион кружков — это и спорт, это и музыка, это и цирковое искусство, прикладное искусство. Я научился играть на трубе, на балалайке, на гитаре. Это для моей профессии очень важные элементы.

В этих местах бывали Лермонтов, Шаляпин, Пушкин, Глинка, Рахманинов, Николай I. У каждого города КМВ свое лицо, здесь много архитектурных сооружений, представляющих историческую ценность. Одна грязелечебница в Ессентуках чего стоит! Или Цандеровский институт механотерапии. Прообразы нынешних современных тренажеров были завезены в Ессентуки более века назад до сих пор работают, помогают людям восстановить суставы, позвоночник.

Теперь здесь будет еще и кинофестиваль. На первый кинофестиваль приедет около 120 гостей. Это где-то 50 любимых актеров театра и кино, продюсеры, режиссеры, конкурсанты, гости, представители СМИ. В городах КМВ, как в Греции, 360 дней в году солнечные. Здесь всегда свежий воздух, потому что это предгорье. не говорю про природу и про людей. Это открытые, добрые люди. Столько национальностей, и все живут дружно!

- Как определялся состав жюри кинофестиваля?

- Я предложил стать председателем жюри Владимиру Валентиновичу Меньшову, он откликнулся на это мое предложение. Но потом, когда Владимир Валентинович понял, что фестиваль будет проходить в чудесных городах КМВ, он сказал: не буду смотреть два раза в день кино в темном зале. Я хочу насладиться этими местами и ходить в кино тогда, когда хочу». Мы пошли ему навстречу — Меньшов будет у нас почетным гостем кинофестиваля.

Когда я встретил Рустама Ибрагимовича Ибрагимбекова, советского и азербайджанского писателя, кинодраматурга и кинорежиссера] на церемонии награждения национальной премии «Ника», то понял, что это и есть лицо нашего фестиваля! Когда к нему обратился с предложением стать председателем жюри, он безоговорочно согласился. Многие говорят, я подумаю, мне надо посмотреть графики, а Рустам Ибрагимович сразу дал добро. Я понял, что это точное попадание в цель.

Конечно, к выбору членов жюри я имел прямое отношение. В нем не хватает тех, кого я хотел видеть в жюри. Это народная артистка России Лариса Удовиченко, которая по графику не попадает. Это Игорь Клебанов, у которого собственный фильм в конкурсной программе нашего фестиваля, поэтому не может быть членом жюри.

Киновед, главный редактор газеты Союза кинематографистов России Лариса Оттовна Солоницына будет на нашем фестивале. В целом, я считаю, что у нас будет достойное жюри из пяти человек, которые будут оценивать нашу конкурсную программу.

- Как шел отбор фильмов?

- Это прерогатива нашего программного директора Александры Жуковой, на каждом совещании мы обсуждали ту или иную картину. Я очень хотел, чтобы картина «Непрощенный» была в программе — либо в конкурсной, либо как фильм-открытие фестиваля. Непросто было добиться этой картины. (В центре сюжета лежит история Виталия Калоева, потерявшего в авиакатастрофе над Боденским озером жену и двоих детей, — прим.ред). Главную в фильме роль очень интересно и очень точно сыграл Дмитрий Нагиев. Этот фильм мы отвоевали, он будет в конкурсной программе. Все остальные картины мы обсуждали. Важно, чтобы фильм до фестиваля не был в прокате, чтобы это было новое, свежее кино.

- Есть планы расширить число стран-участниц фестиваля?

- Надеюсь, что именно так и будет. бы хотел, чтобы у нас было представлено и документальное кино, и короткий метр, и, может быть, ретроспективы картин юбилейных, может быть, международных. Режиссеры, которые работают в странах СНГ, очень важный момент. В регионе КМВ живут представители всех национальностей, проживающих в России в государствах СНГ, которые до сих пор дружат и выстраивают хорошие отношения между странами.

21 мая «Вестник Кавказа»


Актёр театра и кино Эвклид Кюрдзидис о жизни, кино и любимом городе

Мы встретились с киноактером в тихом и немноголюдном местечке ессентукского парка. Эвклид Кюрдзидис пришел на интервью один, без свиты и помпы. С первых же минут общения с кинозвездой поражаешься его простому и доброжелательному отношению к людям, скромности, отзывчивости, обаянию и чувству юмора. Ни грамма «звёздности», заносчивости или высокомерия. Только искреннее желание помочь, не заявить о себе, а дать интересный и эксклюзивный материал для жителей его родного города. С этого и начинаем разговор.

– Каким вы увидели наш курорт сегодня?

– Скажу вам по секрету, часто бываю в Ессентуках. я приезжаю к родителям и живу затворнической жизнью. Возвращаюсь на несколько дней домой, и это время так быстро пролетает, что даже не успеваю нигде побывать. Поэтому, не могу сказать, что увидел, как изменились Ессентуки. Но сейчас вижу, что построены новые здания в курортной зоне. Это меня очень удивило. Курортная зона всегда была святым местом – можно было где угодно строить, но только не там. А теперь, видимо, этот запрет снят. Меня однажды пригласили в Механотерапию. Если честно, боялся туда идти, думал, все развалено, уничтожено, перестроено. И каково было удивление, когда увидел, что все сохранено в прекрасном состоянии, действует и работает. Тренажёры там дореволюционного времени, раритеты, но они работают! Каждый из них имеет свою историю. Вот Механотерапия меня обрадовала. Уверен, что и Грязелечебница в таком же хорошем состоянии. То есть, основные, знаковые места в Ессентуках сохранены. Жалко только, что этого не скажешь о кинотеатрах. Искренне желаю городам Кавминвод, чтобы здесь было такое же количество отдыхающих, как в советское время. Путевок было не достать, со всей страны люди стремились сюда. не только из Союза, иностранцев сколько было! Желаю, чтобы возрождались Кавминводские курорты.

– Где сейчас снимаетесь? Над чем работаете?

– Гастрольная жизнь настолько поглотила, что не остается времени на съёмки. Гастроли всегда на год вперед планируются. И если я договорился за столько времени, то уже не могу подвести людей. А кино – оно как-то вдруг появляется. Иногда роль бывает большая, иногда нет. И если маленькая, то можно успеть куда-то вставить съёмки в график, если остаются между гастрольными графиками дни ты «вписываешься» в них. А если роль большая, то это требует определенного количества съемочных дней.

– Вы знаменитый и очень востребованный актер, реализованный в профессии. Зачем вам еще и гастроли?

– Гастрольная жизнь, без неё я себя не представляю. Это живое общение, встречи со зрителями Калининграда и Южно-Сахалинска, Заполярья и Северного Кавказа, тайги и Иркутска, Москвы и Санкт-Петербурга. Когда ты выходишь на сцену и чувствуешь обратную связь со своим зрителем – понимаешь, чем дышит страна, люди, для которых работаешь. Видишь, на что они реагируют, отчего у них загораются глаза, о чем они задумываются... Это очень интересно.

– У вас много разноплановых ролей. И, наверное, у каждого зрителя есть «свой Кюрдзидис». А какая роль дорога лично вам? Или она еще не сыграна?

– Что сыграно – то сыграно. Но пока мы живем, мы мечтаем о новых ролях, режиссёрах.

– Вы создали еще и поэтическую программу. Почему именно это направление?

– Мне всегда нравились стихи. К сожалению, сам не пишу. В моей программе «Любви негромкие слова с оркестром» я читаю своих любимых поэтов – Николая Гумилёва, Александра Пушкина, Сергея Есенина, Зинаиду Гиппиус, Роберта Рождественского. Мы работаем с оркестрами разных городов. А значит, это всегда встреча с новым коллективом. Эта программа была в Красноярске с красноярским оркестром народных инструментов. В Екатеринбурге – с екатеринбургским симфоническим оркестром. В Таллине – с военным оркестром Эстонии. Я дорожу этой программой. Там звучит такая лёгкая поэзия – любовная лирика 18, и 20-х веков. Она идет час двадцать. Я очень люблю этот формат. Зритель не успевает устать или заскучать.

– Программа имеет успех?

– Когда мне предложили приехать в Красноярск выступить, я подумал: кто же пойдет в наше время на поэзию? У современного зрителя, особенно нового поколения, сегодня немного иное мышление – это «КВН» и «Камеди клаб» – побольше позитивчика, чтобы было весело. я ошибался! Полные залы везде, где удалось побывать! И это не залы на 200 человек, это тысячные залы! Люди соскучились по прекрасному! Это их возвышает.

– Чего на ваш взгляд не хватает современному кинематографу?

– Современный кинематограф стал коммерческим – в хорошем, в плохом смысле этого слова. Коммерция требует быстрого возврата денег. Минимальных затрат и максимального получения прибыли. А когда так стоит вопрос, об истинном творчестве можно забыть. Соответственно теряется качество. Я уже не говорю про подготовку к роли, как это было раньше. не говорю про то, что перед тем как снять сцену – её репетируют – как это было раньше! Сейчас снимают без репетиций – дублями берут и всё. я понимаю и продюсеров, которым все труднее находить деньги. Потому, что если это хорошее, авторское кино – оно не окупается. А они должны вернуть деньги, ну хоть какие-то. Прокат уничтожен за эти годы везде, по всей стране, я имею ввиду прокат хорошего, авторского кино. Кинотеатров осталось единицы. Если открывают где-то кинотеатр – мы радуемся, на него уже наложена монополия. Если он открывается, например, во Франции, там закон – только 20% составляет иностранный прокат. А 80% – их собственная кинопродукция. у нас наоборот! Можете себе представить? Особенно большая проблема с детскими картинами – их никто не берет в прокат.

– Их снимают?

– Конечно! Есть даже очень симпатичные. Но кинотеатры не берут. же тоже надо отбивать деньги. У всех коммерция! А искусство – оно не может жить по законам коммерции, оно задыхается.

– На телевидении полегче ситуация?

– Разве что на канале «Культура». Но его смотрят процентов тридцать нашего населения, в лучшем случае. А все остальные каналы зарабатывают деньги.

– Вы обращались к режиссуре?

– Нет ещё. Но уже давно хочу попробовать себя в режиссуре. Не важно, это кино или театр. Однажды хотел поставить в театре пьесу, и Михаил Семёнович Светин дал согласие на участие в спектакле. у нас с авторскими правами произошло непонимание, и эта идея не воплотилась, к большому сожалению, а теперь уже и нет и Михаила Семёновича, об этой пьесе уже не может идти и речи. Но, может быть, режиссура еще впереди.

– Что вы порекомендовали посмотреть из хороших фильмов?

– В России огромное количество кинофестивалей. В каждом городе. Теперь есть в Ставрополе «Золотой Витязь». в рамках фестивалей можно бесплатно увидеть самые лучшие картины России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии. Я уже не говорю про иностранные картины. Не те, которые в кинотеатрах видим, а хорошие. Это и сербское кино, французское, английское. Поэтому если вы услышите, что в вашем городе кинофестиваль – бросайте все и идите смотреть! Обычно все показы на кинофестивалях бесплатные. Только на кинофестивалях можно увидеть хорошее, настоящее, достойное кино, после которого можно дышать.

– В 2015 году вы получили награду «Человек тысячелетия». Что вы испытали в этот момент?

– Это, конечно, очень приятно, когда тебя не бьют, а награждают (смеется)... Когда вдруг раздался звонок и меня пригласили для вручения ордена «Миротворец», у меня первая мысль была: за что?» Когда дают заслуженного артиста, понятно, всё-таки в профессии 15 лет. К моменту, как я получил звание, тридцать лет уже был в профессии, более 60 картин за плечами, многие отмечены зрителями. Могу предположить, за что это звание дали. А тут недоумение – за что? же самая история с этой медалью и внесением в энциклопедию «Человек тысячелетия». Думаю, это всё-таки какой-то аванс.

– Людям хочется знать о любимом актере и нечто личное. В разных источниках противоречивая информация. В одном говорится, что вы трижды были женаты, в другом, что ни разу. Что правда?

– Мы сегодня так много говорим, бы сказал кричим о своей личной жизни, что мне хочется оставить эти вопросы. Артист должен быть загадкой, тайной. Скажу только, чтобы удовлетворить ваше журналистское любопытство: сколько у меня ни было браков, в них я всегда был счастлив.

– У вас есть любимая роль?

– По-своему люблю каждого своего героя, иначе сложно его оживить. Без любви очень сложно существовать перед камерой. же самое в театре, хотя там, наверное, что дают, и обязан играть. я свободный художник, как в любви, так в профессии. Я играю то, что мне нравится. И если мне не понравится роль, режиссёр, партнёрша или идея, не соглашаюсь на участие в картине или спектакле.

– Ваша судьба, актёрская карьера, может служить символом надежды для каждого ессентукского мальчишки, мечтающего стать артистом. Вы доказали, что из Ессентуков есть дорога в большой кинематограф.

– Ломоносов пешком пришел за знаниями. по сравнению с ним ничего ещё не сделал и сделаю ли?!! (смеется). Но важно не только мое стремление стать артистом, главное – меня отпустили родители! До конца жизни буду благодарен им. Они дали возможность попробовать прикоснуться к мечте. Может, это было не моё – не знал. Не представлял себе – смогу ли?

– Они отнеслись с уважением к вашей мечте, когда вы были ребенком?

– Как и любые родители, они мечтали, что я буду врачом или юристом, тем более, что учился я хорошо. Но они не помешали! Отец меня лично повёз поступать! Конечно, они потом расстроились, когда я поступил. Они надеялись, что я провалюсь. Мама плакала в трубку: «Возвращайся, пожалуйста!». У меня часто спрашивают родители: «Вот мой ребенок хочет идти в артисты! Я его отговариваю, отговариваю...» Я всегда отвечаю: «Отговаривайте! Отговаривайте до последнего! И если вы его отговорите, значит – это не его профессия». Потому, что есть редкие профессии, на которые нужно жизнь положить, выстрадать, вымучить, сомневаться, искать и учиться, учиться и учиться. В основном эта профессия требует служения, огромного жизненного опыта, нужно, чтобы жизнь хорошо побила, чтобы в глазах что-то было. Как и поэту, и писателю – надо чтобы у тебя было, что сказать людям.

Время, отведенное на интервью, истекло. Как у любого успешного человека, у Эвклида Кюрдзидиса очень мало свободного времени. Как не хватает его на отдых. Но Ессентуки всё равно остаются его родиной, куда он обещает приезжать снова и снова, чтобы встречаться с жителями и гостями курорта, радовать их талантом, помогать соприкоснуться с настоящим кино от души поделиться высоким искусством.

Лидия Ткачева.

10 апреля 2018г.